Как топливо влияет на долговечность и экономичность двигателя?

Если сказать очень кратко, то ...

Один из важнейших параметров любого топлива — его фракционный состав. Фракцией называется группа углеводородов, выкипающая (испаряющаяся) в определенном интервале температур. Чем “тяжелее” фракция (длиннее углеводородные цепочки, из которых она состоит), тем больше нужна температура, при которой фракция испаряется (кипит). При атмосферном давлении входящие в бензин легкие фракции начинают кипеть уже при температуре 30…40°С, а тяжелые выкипают только при 160…205 °С.

Так как в камере сгорания горят только испарившиеся фракции, то те из них, которые не успели закипеть (испариться) попросту вылетают в выхлопную трубу или попадают в картер двигателя (не сгорая). И чем больше в топливе таких тяжелых фракций, тем больше его расход и выше износ двигателя.

line.jpg

 
 
А теперь подробнее:

Кажется, именно российский автолюбитель обязан знать об автомобильном топливе все, и уметь на нем экономить. Здесь – в стране нефтяных магнатов, необъятных просторов, непролазных дорог, низких зарплат… А что на деле знает об автомобильном топливе среднестатистический россиянин – владелец авто?

Даже если не иронизировать на тему вечного российского «любовного треугольника» типа «Дураки – Дороги – Деньги с нефтяной трубы», придется признать, что знаем обычно немного.

Ведь большинство клиентов отечественных АЗС свято верят, что единственные показатели качества бензина – это «октановое число» и стандарт «Евро № такой-то». А с ДТ даже и октановое число не надобно.

И многих автолюбителей очень удивит то, что еще по ГОСТу советских времен (2084-77) бензин проверялся на соответствие более чем по 10 параметрам. А в современном ГОСТ Р 51866-2002 таких параметров целых пятнадцать. И один из важнейших — это фракционный состав топлива.


Фракции топлива


О важности фракционного состава прекрасно известно любому специалисту, и написано о нем очень много. Поэтому воспользуемся словами наших коллег по автоцеху.

Фракционный состав — важнейшая характеристика бензина, не уступающая по значимости октановому числу. Фракционный состав бензина влияет на пуск и длительность прогрева двигателя после пуска, приемистость двигателя и динамичность автомобиля в целом, полноту сгорания горючего и другие эксплуатационные показатели.

Источник: "Как получается бензин"

Не имеет значения, сколько жидкого (в виде капелек или пленки на стенках) бензина в смеси, так как толку от него в момент воспламенения - никакого.

Следовательно, важнейшее свойство бензина - его способность испаряться. Больше всего испаряемость определяется температурой кипения. Бензин - многофракционная жидкость. Поэтому он не имеет определенной температуры кипения, как, например, вода, спирт или ацетон. При атмосферном давлении входящие в бензин легкие фракции начинают кипеть уже при температуре 30…40°С, а тяжелые выкипают только при 160…205 °С.

Источник: "Бензин"     Больше информации

Поэтому именно по температуре испарения и различают фракционный состав бензина во всех нормативных документах. Здесь особенно важны две цифры: температура испарения 90% топлива, и температура конца кипения (т.е. испарения 100% топлива, исключая неиспаряемый остаток в колбе).

Тяжёлые фракции бензина, которые выкипают уже при предельных для бензина температурах или не испаряются вообще (и которых по ГОСТу предусмотрено те самые «остаточные» 10% от общего объема бензина) — это как раз то, что должно интересовать любого автолюбителя. Потому что:

Долговечность и экономичность двигателя в большей степени определяется количеством в составе бензина тяжелых фракций углеводородов.

Достаточно высокие температуры (испарения тяжелых фракций) приводят к тому, что тяжелые фракции не успевают испаряться во впускной системе. Экономичность двигателя снижается от того, что тяжелые фракции поступают в жидком виде в цилиндры двигателя и не успевают полностью сгорать.

Тяжелые фракции бензина влияют на износ двигателя: снижают вязкость масла, попадая в картер двигателя; оседают на стенках цилиндра, ухудшают условия смазки трущихся поверхностей.

Несгоревшее топливо в цилиндре оседает на поверхности камеры сгорания и поршней в виде нагара и приводит к нарушению работоспособности двигателя.

Поэтому, чем более низкая температура конца кипения бензина и его перегонки, тем лучше качество бензина, а двигатель экономичнее и долговечнее.

Статья «Топливо: виды, марки, основные показатели качества»

Источник: товароведческий ресурс "Знайтовар.Ру"

Заметим, что и для дизельного топлива ГОСТы предъявляют свои требования к фракционному составу.


Самые читаемые статьи нашего сайта:

Троллинг, как экспертное мнение
Пусть мне будет хуже, но это будет потом
Нерекламируемая правда о катализаторах горения
Топливный кавитатор будет востребован еще очень долго
Что дешевле – Топливный кавитатор или штраф?
Почему бензин «паленый»?
С кавитаторм по жизни!